Реформа инклюзивного образования: европейский подход к развитию образования – готова ли Украина?

Реформа инклюзивного образования: европейский подход к развитию образования – готова ли Украина?

Инклюзивное обучение - система образовательных услуг, которая обеспечивает реализацию права на образование лиц с особыми образовательными потребностями и их социализацию и интеграцию в общество”, - говорится в Законе Украины "Об образовании" относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам.

Отметим, что показатель инклюзии в Украине составляет 7%, а в Литве например - 90%, в Польше - 42%, в Италии – 99%, в Норвегии – 90%, во Франции – 25%. Как же на деле будет выглядеть обучение в инклюзивных классах?

Итак, инклюзивное образование – это возможность для ребенка с ограниченными возможностями обучаться вместе с одногодками в условиях инклюзивной среды: в специальных инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений. В то время как коррекционные школы “замыкают” своего воспитанника в круг специфичного коллектива, инклюзивное же образование вовлекает таких воспитанников в социум, что позволяет им полноценно развиваться и интегрироваться в общество.

Интересно, что ранее решение о том, принимать ли в общеобразовательную школу детей с инвалидностью принимало руководство школы по своему желанию, однако новый закон обязывает принимать данных детей на обучение. Ранее инклюзивное образование реализовывалось только на территории Запорожской, Харьковской, Житомирской и Киевской областей. Однако реформа набирает обороты и классы для инклюзивных детей появляются по всей Украине. Возникает вопрос: готовы ли украинские школы и педагоги к данным переменам?

В некоторых киевских школах инклюзивные классы работают уже около 10 лет. Педагоги, преподающие в инклюзивных классах признаются, что в самом начале им приходилось ездить в интернаты, набираться опыта у коллег и подстраивать к детям с ограниченными возможностями программу обычной школы. А ведь к “специальным” классам должны применяться особые стандарты: до 20 детей в классе, не более 3 детей с особыми потребностями, присутствие ассистента учителя, при необходимости логопеда и коррекционного педагога. Опытные в преподавании инклюзивным детям педагоги говорят, что главное в таком классе – это маленькое количество детей, чтобы внимание учителя мог получить каждый и, конечно же, атмосфера дружбы и взаимопонимания. Ведь формирование общечеловеческих ценностей, понимание что люди бывают разные, с разными потребностями и способностями – это первый шаг к воспитанию толерантности в общесте с самого раннего возраста. Должность ассистента учителя в таком классе требует особого внимания. Ведь финансово – это лишь половина ставки учителя (12,5 часов в неделю), а на деле такие дети требуют постоянного присутствия и помощи ассистента. Кроме того, такой ассистент должен пройти специальную подготовку по работе с особенными детьми. Подчеркнем, что это не роль няни, а скорее помощника в образовании и стресс-менеджера, чтобы помочь ребенку в стрессовых ситуациях. Что же касается обустроенности школ с инклюзивными классами, здесь особое внимание должно быть уделено обустройству таких простых, но важных вещей как наличие пандуса, лифта, литературы шрифтом Брайля, медиа носителей для слабослышащих и прочие материалы для коррекционно-развивающих занятий.

Стоит отметить, что детям с ограниченными возможностями также приходится сталкиваться с немалыми трудностями в обучении. И если предположить, что школа действительно оборудована всем необходимым и имеет ассистента учителя, то остается открытым вопрос: а сможет ли сам инклюзивный ребенок физически и умственно выдержать нагрузку присутствия на пяти уроках в день и выполнение домашнего задания? Ведь индивидуальное, домашнее обучение является более щадящим в этом смысле. Здесь, конечно, каждая семья принимает свое собственное решение.

Обратимся к международному сотрудничеству в сфере инклюзивного образования. На протяжении 2008-2012 гг. в Украине реализовывался канадско- украинский проект "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине", при поддержке Канадского агентства международного развития и базировался на материалах, предоставленных Канадским центром изучения вопросов инвалидности, Советом для особых вопросов (США), и национальных стандартах для ассистентов педагогов Великобритании. Для поддержки развития инклюзивного образования в Украине была создана сеть общественных организаций, родительских групп и учебных заведений, заинтересованных в продвижении инклюзивного образования. Стоит отметить, что важным достижением данного проекта стала разработка “Индекса инклюзии” - подборки практических материалов для планирования и создания инклюзивных классов в учебных заведениях. Материалы Индекса инклюзии способствуют развитию учебного заведения, оказывают существенную помощь в самостоятельной разработке шагов, ведущих к созданию инклюзивной среды в учебном заведении и обеспечивают достижение всеми детьми максимально высоких результатов, продвижению демократических ценностей и практик не только в учебных заведениях, но и в местных общинах. На сегодняшний день «Индекс инклюзии» переведен на 32 языка. Англоязычные материалы «Индекса инклюзии» используются в Австралии, Канаде, Южной Африке и США.

Как обстоит дело на местном уровне, в Харьковской области? По данным статистики Министерства образования и науки Украины, количество детей, получающих инклюзивное образование в Харьковской области на 2016\2017 учебный год – 33 человека. В то время как например в Киеве эта цифра равна 444 ученикам.

Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы на деле реализовать реформу инклюзивного образования на местах?

Во-первых, это создание Инклюзивных ресурсных центров (ИРЦ), которые должны соотвествовать норме – 1 центр на 7 тысяч сельского населения и на 12 тысяч городского. В общей сложности планируется функционирование 789 таких центров по всей Украине, около 500 заработают к 1 сентября 2018. Зачем же нужны такие центры? Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 12.07.2017 No545 Инклюзивный ресурсный центр - это учреждение, которое должно обеспечить права детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от 2 до 18 лет в преобретении дошкольного и общего среднего образования путем оценки развития ребенка, предоставления психолого-педагогической помощи и квалифицированного сопровождения. Обратившись в Инклюзивный ресурсный центр, родители инклюзивных детей смогут получить обратную связь и оценку развития ребенка и после этого решить, где будет обучаться их ребенок.

Во-вторых, это обустройство общеобразовательных школ с инклюзивными классами для потребностей детей. Кроме физически необходимых изменений, например пандусов и лифтов, сюда можно включить адаптацию и разработку специальной программы обучения для инклюзивных классов.

В-третьих, это обучение педагогов, ассистентов учителя методикам работы с особенными детьми. Пути взаимодействия и командной работы как в классе, так и в педагогическом коллективе.

Одним из самых важных шагов по реализации реформы инклюзивного образования стоит все-таки назвать степень готовности социума к данного рода изменениям. Ведь порой наибольшей проблемой для обучения инклюзивного ребенка в обычном классе является реакция других родителей, пренебрежение и отказ от принятия в коллектив. И здесь стоит отметить важность информационного просвещения со стороны педагогического коллектива школы, готового помочь, поддержать и объяснить все преимущества толерантного общества, дружественно относящегося к детям с особенными потребностями.